Главная Структурные подразделения ФСИН России Управление кадров Ответы на обращения учреждений и органов УИС

Разъяснения по наиболее часто встречающимся вопросам в обращениях граждан, сотрудников УИС и членов их семей, поступивших в управление кадров ФСИН России


Право поступления на службу в уголовно-исполнительную систему

Особенности поступления на службу в уголовно-исполнительную систему в новых субъектах Российской Федерации

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в уголовно-исполнительной системе

О присвоении специального звания «прапорщик внутренней службы» лицам, имеющим дипломы о начальном профессиональном образовании и среднем профессиональном образовании.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон о службе) первое (очередное) специальное звание прапорщика внутренней службы присваивается гражданину (сотруднику) при назначении на должность или прохождении службы в должности младшего начальствующего состава и при наличии среднего профессионального образования или высшего образования.

Статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) предусмотрено, что образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя:

программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

программы подготовки специалистов среднего звена.

К уровням образования, установленным Законом об образовании, приравниваются следующие образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Закона об образовании (01.09.2013):

к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) – начальное профессиональное образование (п. 2 ч. 1 ст. 108 Закона об образовании);

к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена – среднее профессиональное образование (п. 3 ч. 1 ст. 108 Закона об образовании).

Таким образом, сотрудникам (гражданам), завершившим обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и получившим диплом о среднем профессиональном образовании после 01.09.2013, а также завершившим обучение по программам начального профессионального образования и получившим диплом о начальном профессиональном образовании до 01.09.2013, на основании п. 3 ч. 2 ст. 43 Закона о службе при назначении на должность или прохождении службы в должности младшего начальствующего состава присваивается специальное звание «прапорщик внутренней службы» (с учетом требований приказа Минюста России от 17.04.2018 № 70 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий»).

Организация и проведение служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В уголовно-исполнительной системе служебные поверки проводятся: по факту грубого нарушения сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника.

Порядок организации и проведения служебных проверок регламентирован приказом Министерства юстиции РФ от 31 декабря 2020 г. № 341 "Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации".

Порядок оформления удостоверений ветерана боевых действий.

Оформление и выдача удостоверений ветерана боевых действий в ФСИН России производятся на основании Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» и приказа ФСИН России от 16.01.2023 № 16 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»

Удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Страхование сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Закон) жизнь и здоровье сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) подлежит обязательному государственному страхованию со дня начала и по день окончания службы.

В соответствии со статьей 4 Закона установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы, либо до истечения одного года после увольнения со службы является страховым случаем.

Вместе с тем сообщаем, что Порядок организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также оформлению и учету документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы утвержден приказом ФСИН России от 22.12.2022 № 893.

Для получения страховой суммы застрахованный запрашивает в соответствующем кадровом подразделении, финансовой (пенсионной) службе, военно-врачебной комиссии и представляет страховщику необходимые для принятия решения о выплате страховой суммы документы.

Специальная оценка условий труда как основание для предоставления законодательно установленных социальных гарантий и компенсаций медицинским работникам из числа гражданского персонала при работе во вредных и (или) опасных условиях труда.

В деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы часто возникают вопросы, связанные с основанием для предоставления законодательно установленных социальных гарантий и компенсаций медицинским работникам при работе во вредных и (или) опасных условиях труда, в связи с чем, разъясняем.

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее ‒ Закон). Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (пункт 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113). В силу части 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н.

В соответствии со статьей 3 Закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (статья 7 Закона).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (часть 4 статьи 8 и 17 Закона).

Согласно части 4 статьи 27 Закона в случае, если до дня вступления в силу Закона (01.01.2014) в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Закона (например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест).

Следует отметить, что мероприятия по выявлению потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов производятся на основании приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», в котором установлены требования к реализуемым в рамках специальной оценки условий труда процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (пункт 1 Методики).

Статьей 14 Закона установлены классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно части 2 статьи 8 Закона специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 статьи 4 Закона устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Закона работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. В свою очередь часть 2 статьи 5 Закона предусматривает обязанность работника ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Пунктом 3 части 1 статьи 5 и статьи 26 Закона предусмотрено, что в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя. а также вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Резюмируя вышеизложенное, отмечаем, что проведением специальной оценки условий труда занимаются не входящие в уголовно-исполнительную систему (далее ‒ УИС) организации, прошедшие аккредитацию, обладающие экспертными познаниями, специальным оборудованиям и удовлетворяющие иным требованиям, установленным статьей 19 Закона, пересмотр результатов экспертной оценки которых не отнесен к компетенции УИС.

Проведение занятий по служебной подготовке в свободное от службы время.

В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В соответствии с частью 15 статьи 78 Федерального закона № 197-ФЗ профессиональная служебная и физическая подготовка осуществляется по месту службы сотрудника.

Согласно статье 28 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» сотрудники УИС обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать первую помощь пострадавшим.

В соответствии с пунктом 7 Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников УИС, утвержденного приказом Минюста России от 27.08.2012 № 169 (далее – Наставление), сотрудники обязаны проходить специальное первоначальное обучение, повышение квалификации, а также посещать занятия по служебно-боевой подготовке в процессе служебной деятельности.

В силу пункта 95 Наставления служебно-боевая подготовка сотрудников организуется в рабочее время, учет занятий ведется в специальных журналах. При этом сотрудники, осуществляющие сменный режим службы, могут привлекаться на занятия по служебно-боевой подготовке в свободное от службы время в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и правовыми актами ФСИН России (пункт 119 Наставления).

С учетом изложенного по решению руководства учреждений и органов УИС сотрудник обязан приступить к занятиям по профессиональной служебной и физической подготовке (служебно-боевой подготовке), в том числе после суточного дежурства либо в иной день. Участие в занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке (служебно-боевой подготовке) носит обязательный характер для всех сотрудников, это время является служебным временем и подлежит учету.

Неявка на занятия по служебно-боевой подготовке, в том числе по огневой подготовке, включая учебные и контрольные стрельбы, является нарушением служебной дисциплины и влечет наложение дисциплинарного взыскания на виновного сотрудника.

Согласно пункту 64 Наставления служебно-боевая подготовка включает служебную подготовку и боевую подготовку. К разделу боевая подготовка относится огневая подготовка.

Деятельность подразделений, занимающихся организацией служебно-боевой подготовки, осуществляется на основе плана работы подразделений, приказа об организации служебно-боевой подготовки на год, а также указаний руководства учреждения или органа УИС и непосредственного начальника (пункт 116 Наставления).

В соответствии с пунктом 105 Наставления в учреждениях и органах УИС ведется основная учетно-планирующая документация, которая включает в себя приказ об организации служебно-боевой подготовки.

В приказе об организации служебно-боевой подготовки определяются количество и состав учебных групп, их руководители, лица, ответственные за ведение учетно-планирующей документации (пункт 116 Наставления).

Приказ доводится до сведения личного состава заинтересованных структурных подразделений учреждения или органа УИС.

В соответствии с пунктом 112 Наставления расписание занятий по служебной подготовке в учреждении или органе УИС для каждой категории обучаемых составляется подразделением кадров и работы с личным составом на квартал по установленной форме (приложение № 8 к Наставлению) с учетом тематического плана и утверждается начальником учреждения или органа УИС не позднее чем за десять дней до начала занятий. Изменения в расписании занятий допускаются в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя, его утвердившего.

Согласно пункту 84 Наставления дополнительные занятия проводятся по указанию прямого руководства. Для проведения дополнительных занятий сотрудником, ответственным за профессиональную подготовку, определяются дата, время, место, а также ответственный за проведение занятия с последующим оповещением личного состава.

Условия приема на обучение в образовательные учреждения ФСИН России.

В целях подготовки высококвалифицированных специалистов для уголовно-исполнительной системы функционируют ведомственные образовательные организации. 

Приостановление службы в уголовно-исполнительной системе в связи с участием в специальной военной операции

Дата последнего обновления: 05.10.2023 11:32
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо
Розыск осужденных

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  

Территориальные органы

Территориальные органы ФСИН России
Направить сообщение во ФСИН России через Госуслуги
Решаем вместе